остеопатия лечение болей в спине и суставах

тел.: (812) 921-70-69

email: info@med-baykal.ru

адрес: Санкт-Петербург
            м.: Фрунзенская, Балтийская
            у наб.Обводного канала д.141

Сергей Львович Баринов, врач остеопат медицинского центра «Байкал» в телепередаче «Будь Здоров» на Вашем Общественном Телевидении, посвященной остеопатии. 

Баринов Сергей Львович остеопат 
 Баринов Сергей Львович

Ведущий-Дмитрий Попов.

   1)Вопрос :Поможет ли доктор остеопат при нестабильности шейного отдела позвоночника?

   Ведущий: Я немного расскажу предысторию: у мамы двое детей, один из них постарше -девочка, которая имела проблемы с задержкой развития речи. Когда ее начали обследовать- нашли вот эту самую нестабильность шейного отдела. И у младшего ребенка, которому 7 месяцев тоже нашли нестабильность. Так вот она спрашивает, может ли помочь доктор остеопат и какова вероятность развития у младшего ребенка той же самой задержки речи?

   Баринов С. Л.: Добрый день, всем доброго здоровья! К вопросу о неврологической нестабильности. Нестабильность как факт- это рентгегологический феномен, который виден при сгибании-разгибании головы, при рентгеновских изображениях шейного отдела позвоночника. И нестабильность либо может сопровождаться, либо может не сопровождаться какими-то сосудистыми нарушениями- в первую очередь со стороны позвоночных артерий.
   А вот уже если это сопровождается какой-либо проблемой со стороны сосудов питающих непосредственно мозг, в частности позвоночных артерий -то тогда, да- это может сказаться на тех или иных функциях которые в частности затрагивают вопросы развития речи. Чем может помочь в этом смысле остеопатия - чаще всего неврологическая нестабильность формируется в том случае, если выше или ниже этого уровня существуют какие-то места травматизации и блокировок -т.е. это своеобразная компенсация организма.
    Если работать, допустим, с подзатылочной областью или с шейно-грудным переходом, с верхней апертурой грудной клетки -это может ликвидировать нестабильность или значительно ее уменьшить. Соответственно когда к этому добавляется возрастная гимнастика по укреплению и правильному балансу мышц шеи -то проблема очень часто уходит.

   Ведущий: Очень много медицинской терминологии, для мам наверное не очень понятно, поэтому сейчас постараемся перевести это на «русский язык». Давайте так- что должно быть у ребенка такого, что мама должна заподозрить нарушение стабильности, в каком возрасте это должно быть? 

   Баринов С. Л.: Саму нестабильность заподозрить можно только глубоко залезши пальцами между задними околопозвоночнымм мышцами и почувствовав определенного рода провал. Чаще всего заподозрить факт нестабильности можно если очень сильно зажата подзатылочная область мышцами. Т.е. затылочек запрокинут у ребенка, в раннем возрасте это может приводить к своеобразному вставанию в «мостик» -переразгибание не только шеи но и спины.

разгибание шеи остеопат Баринов Сергей Львович  

    В дальнейшем вот такое (показывает разгибание шеи) положение головы привычное. И второй уровень -это ниже среднешейного отдела т.е. шейно-грудной переход, который блокируется в частности мышцами надплечья- высоко поднятые лопатки, голова втянутая в плечики и надплечья и вот тогда действительно - такая фиксированная поза или какие-то фиксированные движения могут заинтересовать маму и заставить ее спросить доктора -а нет ли в этом проблемы?

   Ведущий: Доктора остеопата или же доктора того, который сидит на приеме в поликлинике -невролога?

   Баринов С. Л.: Задавать вопрос можно не только остеопату, потому, что до остеопата еще надо дойти. Ближе поликлиника, и если что-то реально тревожит маму -соответственно надо в первую очередь обратиться к ближайшему врачу. А дальше уже, могу сказать, что в настоящее время очень многие неврологи направляют к остеопатам детей раннего возраста. Некоторые ортопеды или педиатры которые видят положительный эффект обращения к остеопату в решении общепедиатрических, неврологических и ортопедических проблем -тоже направляют.

   Ведущий: Тогда по задержке речевого развития, в каком возрасте в основном обращаются, когда нужно бить тревогу-что у ребенка имеется недоразвитие?

   Баринов С. Л.: С точки зрения логопедических установок -логопеды практически не работают с детьми до 3-х лет. Остеопаты могут столкнуться с этим гораздо раньше. Потому как формирование речи идет с первых месяцев жизни: сначала гуление, потом лепет, потом начальные слова -это около десяти слов к году. Далее постепенное формирование фразовой речи -и на любом этапе если существуют какие-либо задержки, либо изменения этого последовательного ряда развития речи -можно начать задавать вопросы. В первую очередь -неврологу, а дальше если близко остеопат- значит остеопату.

   Ведущий: Как часто у вас такие пациенты бывают?

   Баринов С. Л.: В возрасте от двух до пяти и до шести -если они приходят к остеопату с какими-то сопутствующими проблемами в той или иной мере, если не задержка речевого развития -то проблемы моторики речи, звукопроизношения, формирования фраз - имеются практически у всех.

   Ведущий: И всем удается помочь?

   Баринов С.Л.: Практически-да. В сочетании с логопедической работой, которую проводят соответствующие специалисты с этими детьми - логопедическая тренировка дома (обычно эти упражнения дают логопеды)для гимнастики языка, гимнастики губ и щек - остеопатическая работа в области полости рта, на шее, на черепе -она безусловно свои результаты дает.

   Ведущий: Насколько велика роль родителей в этом процессе, я так понимаю-одного остеопата недостаточно и все-таки большая работа приходится на родителей -в плане занятий гимнастикой и рекомендаций -так?

   Баринов С. Л.: Я бы сказал -не просто большая, а бОльшая часть работы ложится на плечи родителей. На мой взгляд не менее 70% успеха это внятное понимание родителями проблемы, внятное понимание их роли в решении этой проблемы - и их участие непосредственно в этом решении. 

   Ведущий: Следующий вопрос, который задавали родители, тоже частая проблема у деток-это проблемы энуреза.

   Баринов С. Л.: Энурез это недержание мочи, он может быть дневной, может быть ночной. Чаще обращаются с проблемой ночного энуреза в возрасте... Ну до 5 лет как-то это считается еще терпимым. Значит возраст с 5 лет и мальчики и девочки, половой разницы как-то особо не замечал. Возможно статистически она и есть. Ребенок спит, ребенок спит глубоко и даже если его будят - есть периоды сна, когда контроль за мочеиспусканием со стороны центральной нервной системы недостаточен и идет самопроизвольное мочеиспускание. Бывает ребенок просыпается в момент начала мочеиспускания -тогда это не так заметно окружающим. Здесь речь идет о том, что причин у энуреза , т.е. у нарушения контроля за мочеиспусканием- очень много.

   Начиная с проблем на уровне малого таза- костей таза, крестца и окружающих, на уровне позвоночника и спинного мозга в поясничном отделе -откуда непосредственно идет рефлекторная безусловная дуга, т.е. неконтролируемая сознанием работа по управлению сфинктером мочевого пузыря. И безусловно все проблемы, которые касаются верхнего этажа регуляции- со стороны головного мозга. Если есть проблемы, так называемой «малой мозговой дисфункции» -они могут сказываться и на контроле мочеиспускания.

   Могу сказу сказать, не всегда это так легко получается. Чаще всего удается таким детишкам помочь, помочь так же в психологическом плане -потому что у школьника это создает определенные невротизирующие ситуации в семье. Тем не менее ситуации бывают разные, бывает- легко а бывает не очень. Из-за сложности и многоуровневости регуляции этого процесса.

   Ведущий: Вот эти проблемы, которые ведут к возникновению энуреза-когда они закладываются? Внутриутробно, во время рождения или последующей жизни ребенка?

   Баринов С. Л.: Безусловно надо начинать с проблем внутриутробной укладки, когда у мамы проблемы с ассиметрией таза, с ассиметрией матки, питающих сосудов -это уже приводит к тем или иным дисбалансам внутриутробно.
Особенно на последних сроках беременности, кода даже при благополучных родах- ребенок рождается с той или иной проблемой.

   Очень часто это связано с теми или иными нарушениями в процессе родов. То, что называют «перинатальной родовой травмой», «перинатальной гипоксией», «асфиксией», обвития пуповины могут играть свою роль, сликшом быстрые роды, затяжные роды. Иногда стимуляция родов- вялоидущих, когда они переходят в слишком активные процесс выхода ребенка наружу -все это так или иначе может привести к травме и нарушению кровообращения и гипоксии.

   Ведущий: Перейдем к следующему вопросу-что делать с гипервозбудимыми детьми, у которых еще дефицит внимания -в школе плохо учатся? Плохо с усидчивостью и аппетит у них страдает -что вот с такими детьми делать?

   Баринов С. Л.: Если говорить о психологической терминологии, то есть такой термин: «синдром гиперактивности ребенка с дефицитом внимания». Я бы не стал так говорить -что это только психологическая проблема, чаще всего ребенок имеет какую-то ассиметрию в теле, вызывающую у него дискомфорт. В результате он постоянно вынужден двигаться, менять свое положение как про это говорят «шило в попе». Он вынужден это делать, чтобы этот дискомфорт каким-то образом для себя уменьшить, каким-то образом его избежать.
   Безусловно они тратят на это много энергии, много сил и в результате страдают в развитии те процессы, которые в частности требуются в школьном обучении.
   Это кратковременная и долговременная память, концентрация внимания и сосредоточенность на уроке. Они что-то не услышали, что-то недопоняли, при этом может страдать процесс обучения.

   Но я бы сказал, что это одна сторона медали. Вторая сторона той же самой медали у ребенка с внутренними ассиметриями, перекосами и дискомфортом - это когда ребенок зажат. Он зажат, он весь ушел в себя. Иногда эти дети получают диагноз «аутизм» под вопросом, и после того как удается ликвидировать эти ассиметрии на уровне общего равновесия, равновесия таза и головы. При этом меняется совершенно психологическое поведение, качественно меняется способность к обучению. Потому, что те силы, которые раньше расходовались зря -на внутренний зажим и гиперактивность -они идут на созревание тех функций корковых, которые в общем ребенку нужны.

   Ведущий: У нас в студии звонок.
«Здравствуйте! Если ребенок 2-3 года, постоянно уходит к себе в комнату, часто мотает головой, имеет частые простудные заболевания -что это значит и куда к вам можно обратиться?»

   Баринов С. Л.: Мне кажется та ситуация, о которой мы сейчас говорили -имеет отношение именно к этому. Ребенок ищет покоя определенного, комфорта вот в таком зажиме, но здесь еще с какими-то дополнительными движениями.
Но в этом случае я не думаю что это аутизм, вот в том виде в котором мы видели все это на экране в «человеке дождя». Возможно сто здесь имеет место какая-то остеопатическая проблема, которую ребенок таким образом пытается в себе компенсировать, спрятать, как-то к ней адаптироваться.

   Ведущий: Часто у мам на форуме был вопрос :что делать при длительной гипертермии без признаков инфекционного заболевания, т.е. когда у ребенка высокая температура а кашля и насморка нет -что то такое? Что это может быть и что делать?

   Баринов С. Л.: Температура при инфекции несет вполне конкретную роль борьбы с этой инфекцией. И у нас есть в голове центр терморегуляции, который отвечает за наш температурный комфорт. Если какие-то сосудистые проблемы нарушают работу центра терморегуляции т.е. это уже вегетативные расстройства -это может быть связано с травматизацией шеи в родах, травматизацией головы, может быть результатом уже каких-то послеродовых, прижизненных черепномозговых травм. Тогда может страдать вот этот вегетативный центр терморегуляции. Идут либо при возбуждении ребенка, либо при его усталости, резкой смене погоды -немотивированные подъемы температуры, иногда достаточно высокие. Т.е. если исключены все сопутствующие варианты инфекций- вполне возможно, что это вететативные нарушения связанные с нарушениями работы центра терморегуляции.

   Ведущий: Многих мам интересует вопрос - может ли остеопат навредить здоровью малыша и несут ли остеопаты какую-либо ответственность за свои действия?

   Баринов С. Л.: Несут ответственность прежде всего перед Господом Богом и своей совестью. Остеопаты работают в рамках своих трудовых договоров с теми центрами в которых они работают, кабинетами и поликлиниками если предоставляется такая рента. Т.е. они получают какие-то документы на право работы в качестве лицензии. Безусловно остеопат должен иметь документы подтверждающие его собственное остеопатическое образование. Ну а далее -может ли человек повредить человеку, говорят не ошибается тот кто ничего не делает. К счастью в остеопатической методике очень широкий выбор способов воздействовать на процессы в теле, в том числе у самых маленьких детишек, у недоношенных, у детей первых месяцев жизни, первых лет жизни -которые позволяют избежать травматизации и каких-то сопутствующих проблем.

   Ведущий: Вот кстати был про поликлинику тоже вопрос: Какое имеет отношение остеопат к работе в поликлинике если принимает в кабинете этой поликлиники?

   Баринов С. Л.: Ну в данном случае, я думаю, что отношения к работе данной поликлиники он имеет в первую очередь в смысле доступности остеопатической помощи пациентам данной поликлиники. И я бы наверное выступал за то, чтобы во многих поликлиниках были подобные кабинеты. Чаще всего это аренда помещения поликлинического учреждения, где врач остеопат проводит свою работу.

   Ведущий: Насколько это правомочно?

   Баринов С. Л.: Если человек имеет лицензию, он может получить в аренду помещение в государственной поликлинике. В некоторых больницах есть такие кабинеты. Но еще раз говорю- я бы как раз выступал за то, чтобы медицина государственная была ближе к остеопатическим методам воздействия или остепатические методы воздействия были ближе к центрам государственной медицины. В смысле доступности остеопатической помощи.

   Ведущий : По каким критериям выбирать остеопата для своего ребенка, как узнать что остеопат все сделал правильно и все будет хорошо?

   Баринов С. Л.: Начну с конца. В отношении правильности -есть такая книга «Остеопатия для малышей. Зачем? Когда? Как? 60 вопросов и ответов» Раймона Солано. Она есть в интернете, ее можно найти с хорошим русским переводом, с хорошими иллюстрациями. Особенно это касается детишек младшего возраста -мама просто может заполнить представленные там анкеты и составить для себя мнение- а нужен ли ее конкретному ребенку остеопат, насколько срочно он нужен. А дальше опять же по этим анкетам -по исчезновению каких-то проблемных признаков решать вопрос о корректности методики.

    Ведущий : Я вас прерву, снова звонок в студию у нас. «Спасибо большое за передачу, я много слышала о вашей профессии. У меня такой вопрос -а вот при роддомах, как вы считаете, должен быть осмотр остеопата? Потому, что сразу при родах видно все патологии-да? Или же частным образом можно пригласить? И не задумывалась ли государственная служба -делать такие осмотры после родов?»

   Баринов С. Л.: Ну в общем вопрос понятен. Мнения на этот счет существуют самые разные даже среди остеопатов. Мое мнение-чем быстрее, особенно если роды имели какие-то проблемы, будет оказана остеопатическая помощь -тем лучше.
Лично я в роддомах не работал, но я знаю своих коллег, которые в частном порядке мамы и бабушки приглашали либо на процесс ролов либо на ближайшие сутки в роддом. Чаще всего, те, доктора которые работают в роддомах этому сильно не препятствуют и не возаражают.
   Если говорить о тенденциях -на западе есть варианты, когда остеопаты реально имеют ставку свою, имеют свое основное рабочее место в роддоме или в многопрофильной больнице имеющей родильное отделение. У нас этого нет.
Будет ли это когда-нибудь у нас- это вопрос, наверное к государственным органам управления.
   Что касается выбора остеопата -чаще всего работает «сарафанное радио». Безусловно сейчас, когда появились какие-то передачи, какие-то ролики в интернете, и российские и зарубежные, когда стала более доступной информация об этой медтодике -многие идут просто на название профессии, на название метода. «У вас есть остеопат-запишите меня к остеопату».

   Ведущий : Вопрос «на злобу дня». Очень бурно обсуждаемый сейчас вопрос в интернете -про прививки. Как врачи остеопаты относятся к привикам и не слишком ли много их делается на первом году жизни?

   Баринов С. Л.: Мне трудно говорить, много ли их делается на первом году жизни. Мне не с чем сравнивать, потому как на первом году жизни, когда я 20 лет назад учился, количество прививок за исключением, может быть добавился еще гепатит «В», -было тем же самым.
   Я помимо того, что имею остеопатическое образование - более 20 лет проработал на скорой помощи. И однозначно выступаю за проведение прививок по индивидуальным правилам для каждого ребенка, по индивидуальному плану, но проведение прививок от заболеваний, которые ведут к инвалидизации, либо к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

   Ведущий : Это какие прививки?

   Баринов С. Л.: Столбняк, дифтерия, первые три года -коклюш, если нет тяжелой сопутствующей неврологической патологии. Для девочек наиболее важной в дальнейшей жизни является краснуха, для мальчиков -паротит, потому, что это завязано на последующее здоровье их детей. Полиомиелит -безусловно.

   Ведущий : Ну и вопросы, которые уже освещались в предыдущей программе. Если новорожденный ребенок родился путем кесарева сечения, и педиатр говорит что «все хорошо», -нужно ли ему все равно показаться остеопату или нет?

   Баринов С. Л.: Я не считаю роды, которые ведутся путем кесарева сечения - нормальными и физиологичными, потому, что они таковыми не являются.
   С точки зрения остеопатической, даже кесарево сечение когда роды уже начались, это более подходящая для ребенка ситуация,потому как уже начинается формирование головки для выхода наружу из маминого животика для новой жизни. Это потом ведет к стимуляции определенных нужных зон именно в этом раннем периоде -нужных для развития. У ребенка, рожденного путем планового кесарева сечения -для мамы должны быть четкие показания для этого кесарева сечения.
   Если их нет, то плановое кесарево сечение по желанию мамы -ну это ее риск иметь проблемы у ребенка в результате планового кесарева сечения.

   Ведущий :Спасибо большое Сергей за ответы на вопросы и будьте здоровы.

   Баринов С. Л.: Спасибо, будьте здоровы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказать звонок


Задать вопрос